Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это комплекс нескольких отраслей, который обеспечивает работу инженерной инфраструктуры зданий. Основной задачей ЖКХ является обеспечение удобства и комфорта для проживающих граждан.
На данный момент отрасль активно развивается, и это развитие зависит не только от роста построенного жилья и роста потребности населения в жилищно-коммунальных услугах. Во многом, развитие ЖКХ зависит от использования высокотехнологичных инструментов в своей деятельности, что позволяет выходить на качественно более высокий уровень оказания услуг и увеличивает эффективность.
Эффективное управление невозможно без современных технологий, которые позволяют вне зависимости от объема работ, точно и быстро рассчитать заработную плату или спланировать финансовые затраты на ремонт, сформировать различные виды отчетности, провести мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия, управлять продажами и закупками. Кроме того все полученные данные в работе ЖКХ, необходимо не только обрабатывать, но и хранить, и в решении данных задач целесообразнее всего использовать современные автоматизированные системы управления.
Современные системы для автоматизации управления ЖКХ способны упростить выполнение не только привычных процедур бухгалтерского, налогового и кадрового учета, но так же позволяют отслеживать и оптимизировать процесс управления ЖКХ в целом, учитывать денежные средства, регламентировать управление, упростить взаимодействие и взаиморасчеты с потребителями коммунальных услуг.
Одним из примеров успешного решения целого ряда вопросов автоматизации ЖКХ, является внедрение системы «1С:предприятие ЖКХ» в связке с «1С:Зарплата и управление персоналом 8.1» в городе Черноголовка, Московской области. Внедрение системы для ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» (ЖЭУ) производилось сотрудниками фирмы ООО «Центр ИТ», известной на рынке предоставления качественных услуг в области автоматизации управления и учета с использованием программных продуктов «1С» с 2002 г.
Перед специалистами «Центр ИТ» ставилась задача максимально упростить и оптимизировать процессы управления предприятием. Необходимо было: ввести автоматический расчет начислений за коммунальные услуги с учетом показаний по индивидуальным и групповым счетчикам; ввести расчет доходов по всем категориям льгот и ведение отчетности во всевозможных разрезах – по источникам финансирования, наименованиям льгот, лицевым счетам, льготникам, поставщикам услуг; ввести автоматизированный перерасчет по услугам; создать средства для массовой печати счет-извещений; создать механизмы для автоматической привязки платежей к лицевым счетам и ведения истории по начислениям, проживающим, счетчикам и льготам; автоматизировать работу паспортной службы;
Выполнение проекта производилось в два этапа, первый этап интеграции системы управления «1С:предприятие ЖКХ» занял 6 месяцев, второй этап интеграции системы управления «1С:Зарплата и управление персоналом 8.1» на 19 рабочих мест занял 4 месяца. В итоге заказчик получил законченную систему способную комплексно решать задачи по управлению ЖКХ.
Успешное внедрение системы «1С: предприятие ЖКХ» показало, что возможно автоматизировать такие трудоемкие процессы как: работа с лицевыми счетами квартиросъемщиков и владельцев помещения; корректировка данных о квартирах, помещениях; прописка/выписка проживающих, изменение статусов проживания; регистрация льгот; печать счет-извещений; разнесение оплат по базе данных; регистрация/снятие с регистрации граждан по месту проживания/пребывания.
Благодаря применению современного автоматизированного комплекса стал возможным отказ от услуг расчетно-кассового центра, учет расчетов с квартиросъемщиками стал производиться в автоматическом режиме. Упростилась работа паспортного стола, ускорилось заполнение отчетных форм, повысилась эффективность работы, и снизился риск возникновения ошибок.
В результате внедрения стали доступны такие возможности как:
• Оперативный доступ к информации в одном окне: о собственниках лицевого счета и проживающих на жилплощади; о взаиморасчетах за произвольный период; просмотр всех операций, совершенных с конкретным лицевым счетом; открытие/закрытие лицевых счетов, корректировка сведений о проживающих; открытие определенного количества лицевых счетов на один адрес, с применением раздельного формирования квитанций.
• Начисления: за жилье по нормам, количеству жильцов и площадям, с возможностью выделения тех или иных тарифов и особенностей; за услуги с применением индивидуальных приборов учета (счетчиков); пени.
• Подомовой учет затрат: широкие возможности распределения затрат на услуги и материалы в автоматическом режиме; закрепление за любым объектом ответственных лиц; формирование актов выполненных работ и отчетов по затратам.
• Аварийно-диспетчерская служба: регламентированный прием и обработка заявок от квартиросъемщиков; распределение заявок на исполнение между мастерами или подрядными организациями; формирование нарядов на работы, с возможностью списания расходуемых материалов; контроль над исполнением работ по заявкам; формирование отчетов как по заявкам, так и расходу материалов и работе ответственных мастеров; возможность планирования ремонтных работ.
• Автоматическое формирование различных форм паспортного стола (заявлений, анкет, адресных листков, домовой книги, карточек и свидетельств регистрации, журналов учета, листков статистического учета, уведомления в органы регистрационного учета и пр.).
• Хранение технических и эксплуатационных характеристик зданий (виды площадей, этажность, количество подъездов, обслуживание ответственных мастеров и пр.).
• Хранение различных характеристик квартир и арендуемых помещений (тип собственности, категория, площадь, количество комнат и пр.).
При выборе автоматизированных систем управления предприятием неизменно появляется вопрос, на какой платформе производить автоматизацию и кому поручить работы по внедрению. Залогом успеха внедрения системы на объектах ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» являлся правильный выбор системы управления, многолетний опыт, профессионализм и высокая квалификация специалистов «Центр ИТ». Вложения в систему окупаются повышением эффективности работы, снижением издержек и удобством использования.
Руководитель проектами "Центр ИТ" Андрей Резник